С 1 марта 2015 года российские банки смогут запрашивать информацию о клиентах в ПФР и ФНС. Соответствующий законопроект подготовил ЦБ РФ.
Согласно этому документу, банки будут вправе запрашивать в Пенсионном фонде и Федеральной налоговой службе сведения о каждом из клиентов при принятии решения о выдаче ему ссуды не чаще одного раза в квартал. Налоговики и сотрудники ПФР, в свою очередь, сообщат банкам о достоверности (недостоверности) предоставленной заемщиком информации с его согласия.
Банковское сообщество поддержало это нововведение, считая, что оно позволит им получать комплексные данные для оценки кредитоспособности клиентов, снизить долю проблемных ссуд, что в конечном итоге приведет к уменьшению процентной ставки по займам.
Сейчас ПФР организовал такое сотрудничество только с пятью банками — Сбербанком, банком «Уралсиб», Газпромбанком, Банком Москвы и ВТБ24. Недавно председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин направил письмо председателю правления Пенсионного фонда Антону Дроздову. В своем сообщение руководитель НСФР требовал недискриминационного доступа к данным о доходах россиян, подчеркнув, что банки готовы платить за подобную информацию. Как указал Емелин, сложившаяся ситуация влечет создание необоснованных преимуществ для отдельных участников рынка и оказывает негативное воздействие на уровень недобросовестной конкуренции в сфере предоставления финансовых услуг. По мнению НСФР, информирование граждан о пенсионных счетах должно быть обеспечено через любую кредитную организацию, это необходимо для получения кредитными организациями сведений о доходах заемщиков.
Российские банки несколько лет добивались доступа к официальным данным налоговиков, и сейчас идет речь об установлении опосредованного доступа — электронного информационного взаимодействия по цепочке: ФНС/ПФР–БКИ–банки. То есть в бюро кредитных историй, которые появились в России в 2005 году, будет поступать информация о доходах клиентов, и эти сведения будут включаться в состав кредитных историй, доступ к которым банки получают по запросам, за деньги.
«Банк России поддерживает мнение относительно значимости для кредитных организаций достоверных данных о доходах заемщиков, которыми располагают ФНС и ПФР, — отмечал в своем письме зампред Центробанка Михаил Сухов. — Указанная информация вкупе со сведениями об обязательствах заемщиков, доступных в БКИ, позволит банкам осуществлять оперативную, полноценную и эффективную оценку финансовой нагрузки граждан [соотношение долга и дохода физлиц, DTI]».
С предложением, о введение возможности оперативно получать информацию из ПФР, еще в прошлом году выступал глава “ВТБ24” Михаил Задорнов. В пример он приводил Казахстан, где «банк сразу подгружает данные Пенсионного фонда и легко проверить, действительно ли вы числитесь на этом предприятии, каков ваш уровень дохода», а задержка информации составляет всего один месяц. Однако тогда эта инициатива подверглась резкой критике со стороны ПФР, а его представитель заявил, что «это закрытая база и персональные данные предоставляются только гражданину, а кому он их предоставит — это его решение».
Негативно ПФР воспринял и законопроект, который подготовил ЦБ. Заявив, что «персональные данные, по закону могут использоваться только в целях пенсионного обеспечения», а «информацию в банки может предоставлять сам гражданин, используя в том числе выписки ПФР о состоянии его индивидуального пенсионного счета или документы из ФНС, которые также свободно по запросу предоставляются гражданам».
Комментирует Рустам Идрисов, директор департамента розничных кредитных рисков Росэнергобанка:
данные Пенсионного фонда и налоговых органов позволяют розничным банкам существенно повысить точность оценки финансового состояния заемщиков. Фактически банк получает информацию как о работодателе и сроке работы заемщика, так и об уровне официальной заработной платы, с которой производятся
отчисления в налоговые и пенсионные органы РФ.
Наличие подобной информации позволяет во многом предотвратить мошеннические действия со стороны клиентов (подделка документов, сообщение ложных данных) и более точно оценить долговую нагрузку клиента с учетом запрашиваемого кредита. Как следствие, доступ к такого рода данным позволяет банкам существенно снизить розничные кредитные риски, которые банк вынужден учитывать в процентной ставке за пользование кредитом.
Интерес банков к данным Пенсионного фонда и налоговых органов возник достаточно давно — уже несколько лет розничные банки пытаются получить доступ к данной информации напрямую, либо через бюро кредитных историй. Данный законопроект является долгожданным развитием рынка розничного кредитования в части снижения уровня кредитных рисков и открытости информации о финансовом положении заемщиков.
Особое внимание необходимо обратить на конфиденциальность информации и получение доступа к данным только при условии, что клиент обратился за кредитом в банк. Безусловно, Росэнергобанк поддерживает скорейшее принятие данного законопроекта и создание условий для использования информации Пенсионного фонда и налоговых органов в процессе оценке кредитоспособности заемщиков розничного кредитования.
Источник: Bankir.Ru