Пропускать платежи по кредитам клиенты начинают спустя пять месяцев с момента оформления ссуды.
Клиенты отечественных банков за последние четыре года стали втрое менее добросовестными — теперь они гораздо раньше с момента получения кредита допускают по нему просрочки.
Если в посткризисном 2010 году заемщики начинали пропускать платежи в среднем спустя год после его оформления, то сейчас технические дефолты наступают уже менее чем через пять месяцев.
С каждым годом с начала 2010-го срок, прошедший со дня оформления займа до первой просроченной задолженности по нему, сокращается. В 2010 году он составлял в среднем 12,2 месяца, к 2011-му он сократился до 11 месяцев, в 2012 году уменьшился до 8 месяцев, в 2013-м — уже до 7 месяцев, а в 2014-м по состоянию на май это 4,5 месяцев.
Таким образом, за четыре года срок с момента получения кредита до первой просрочки по нему сократился почти в три раза.
В то же время средняя задолженность граждан перед банками в 2014 году, напротив, выросла по сравнению с 2010 годом и составила 74,4 тыс. рублей (четыре года назад показатель был равен 43,9 тыс. рублей). Быстрее всего заемщики выходят на просрочку по кредитным картам, далее по этому показателю следуют кредиты наличными, PoS-кредиты и автокредиты.
Всего же на начало мая банками было выдано гражданам кредитов (без учета ипотеки) на общую сумму 10,3 трлн. рублей — рост с начала года составил не более 3,5%. Стоит отметить, что за аналогичный период 2013 года данный показатель был на уровне 8,4%, в 2012 году — 10%, в 2011 — 5,5%. Таким образом, прирост объема кредитования достиг своего минимума впервые за четыре года.
В отличие от объема кредитования, который с начала года замедлил темпы роста, просроченная задолженность продолжает увеличиваться с каждым месяцем. На начало мая она достигла 514,8 млрд рублей, рост с начала года составил рекордные 17% (в 2013 году за первые четыре месяца данный показатель вырос на 14%, в 2012 году — 4,3%, в 2011 — 1,9%). На прошлой неделе ЦБ зафиксировал рекордный невозврат россиянами кредитов за последние 3,5 года — уровень просрочки за март достиг 13,3%.
Достаточно высокий текущий уровень долговой нагрузки на заемщика в сегменте необеспеченных потребительских кредитов. Сейчас средний банковский заемщик в России нередко тратит до 35-40% своего ежемесячного дохода на оплату взноса по потребительскому кредиту, что значительно повышает вероятность его выхода на просрочку.
Безответственное отношение к кредиторам впервую очередь вредит самим заемщикам, которые допускают просрочки по платежам и портят свою кредитную историю. Оформив несколько небольших, но дорогих кредитов, клиенты не думают о будущем и не понимают что испорченная кредитная история не позволит взять кредит в будущем.
Источник: Известия