Новая стратегия Сбербанка предполагает не только амбициозный рост прибыли, но и серьезные сокращения персонала. В ближайшие пять лет крупнейший игрок на российском банковском рынке может уменьшить штат на 30 тыс. человек, или на 12%. В банке уверяют, что сокращения не будут драматичными ни для клиентов, ни для сотрудников. Увольнение каждого восьмого работника не может пройти незаметно, считают эксперты. Для рыночного игрока это нормальный способ оптимизации расходов. Вопрос в том, насколько этот статус применим к Сбербанку, пока подконтрольному государству в лице ЦБ.
Обнародованная вчера новая стратегия развития Сбербанка на 2014-2018 годы достаточно амбициозна. За ближайшую пятилетку группа Сбербанка рассчитывает удвоить чистую прибыль до 740 млрд руб. (текущее значение по итогам октября — 318,8 млрд руб., прогноз на конец 2013 года — 370 млрд руб.) и улучшить ряд других показателей (подробно см. справку). Впрочем, планируемые темпы роста прибыли банка скромнее, чем в прошлой пятилетке. С 2009 по 2013 год Сбербанк собирался увеличить прибыль в 2,5-3 раза, фактическое увеличение было более чем трехкратным.
Некоторое снижение амбиций объясняется сокращением доходности банковского бизнеса: из-за наметившейся тенденции снижения ставок в Сбербанке ожидают сокращения чистой процентной маржи к 2019 году с 5,5% до 4,5%.
Планы по компенсации этого снижения и сохранению роста прибыли предполагают существенное сокращение расходов банка. Их отношение к доходам планируется довести до 40-43% с текущих 47,6%, в том числе за счет значительного сокращения персонала. По словам предправления Сбербанка Германа Грефа, в ближайшие пять лет численность сотрудников может быть сокращена с 250 тыс. до 220 тыс. человек — это 12% штата крупнейшего банка страны.
Впрочем, говоря о сокращении 30 тыс. человек, Герман Греф отметил, что ничего драматичного не планируется. «Сокращение будет происходить естественным путем: часть людей будет уходить на пенсию, часть покинет банк по собственной инициативе, найдя, например, другую работу»,— пояснил он, уточнив, что Сбербанк будет создавать программы переквалификации сотрудников. Ухудшения качества клиентского обслуживания в связи с сокращением персонала в Сбербанке планируют избежать за счет увеличения популярности дистанционных каналов. К 2019 году их долю планируется довести с текущих 75% до 90% от всех трансакций, количество офисов с текущих 18 тыс. будет сокращено на 10-20%.
Тем не менее именно масштаб сокращения персонала вызывал не самую однозначную реакцию в ходе обсуждения стратегии с участниками рынка. Дело в том, что для Сбербанка это уже вторая масштабная чистка кадров. В стратегии 2009-2013 годов планировалось сократить персонал на 40-60 тыс. человек (с 260 тыс. в первом квартале 2009 года). Формально эта цель не была достигнута (сейчас в банке 250 тыс. сотрудников), но де-факто сокращения прошли, а итоговый чистый показатель не отражает последующего набора персонала в 2012 году на пике роста потребкредитования. «В кризис пришлось сократить расходы и персонал, затем темпы роста кредитования пошли вверх, пришлось нанять людей снова, кроме того, повысились качество и скорость обслуживания в офисах и туда снова пошли клиенты, для обслуживания которых пришлось увеличить штат»,— рассказал источник «Ъ», знакомый с ситуацией в Сбербанке. Кроме того, после запуска образовательных программ для сотрудников и снижения их производительности в связи с занятостью на курсах банку потребовались дополнительные человеческие ресурсы, добавляет он.
Сбербанк не единственная крупная российская компания, для повышения собственной эффективности сокращающая персонал. Но обычно кадровая оптимизация для системообразующих предприятий небезболезненна. Так, в августе этого года владелец «Русала» Олег Дерипаска объявил о своем намерении закрыть четыре нерентабельных алюминиевых завода, три из которых являются градообразующими, однако при этом региональными властями перед ним была поставлена задача трудоустроить 7,5 тыс. сотрудников (см. «Ъ» от 7 августа). «В большинстве случаев вопросов относительно сокращений к банку не возникает, в противном случае они обсуждаются с местными властями — и сокращенные сотрудники могут быть трудоустроены на другое место работы»,— отмечает собеседник «Ъ», близкий к Сбербанку. Вопрос дальнейшего трудоустройства поднимают и представители профсоюзов. «Увольнение каждого восьмого сотрудника — довольно жесткая мера, однако если Герман Греф возьмет на себя обязанность адаптировать сокращенных сотрудников — переобучить их, подыскать им новые рабочие места, то это вполне будет укладываться в рамки ответственности работодателя за своих работников»,— считает завотделом профсоюзного и рабочего движения ЦК КПРФ Владимир Савин.
Впрочем, в случае со Сбербанком тема сокращений звучит далеко не столь категорично. «Хотя Сбербанк и выступает как социально значимый институт, однако не является, например, градообразующим предприятием, и в отличие от них его присутствие распределено по всей стране»,— отмечает председатель совета директоров Top Contact Артур Шамилов. Одно дело — если сокращения будут проводиться равномерно по всей стране, то есть по несколько человек из отделения, другое — если это будет делаться в отдельных низкорентабельных регионах, где возможностей по трудоустройству у населения и так мало, указывают эксперты. Отдельным аргументом, по мнению собеседников «Ъ», является спорный статус Сбербанка как госкомпании. «Сбербанк (контрольный пакет которого у ЦБ.— «Ъ») мог бы сохранить штат в целях соблюдения социальных обязательств, однако у него есть и обязательства перед частными акционерами, в том числе перед населением, которым важно повышение эффективности бизнеса»,— возражает гендиректор АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаелян. «Создание высокопроизводительных рабочих мест — это правильная цель, а вот решение вопроса с трудоустройством высвободившихся людей — это уже госполитика»,— заключает господин Шамилов.
Источник: КоммерсантЪ